Обзор Sword of the Stars: The Pit

Вот уже больше двух недель я пытаюсь пройти не так давно вышедшую пошаговую Rogue-like RPG “Sword of the Stars: The Pit” и нахожу её более чем привлекательной для любителей этого жанра. Данный текст представляет собой её обзор, благодаря которому кто-то возможно обратит на неё внимание и заинтересуется, благо цена вопроса смешная (299 рублей в стиме), а удовольствия она может доставить немало. Впрочем и нервы попортить для неё — раз плюнуть, но такова уж природа жанра.

 

Sword of the Stars: The Pit — футуристический "рогалик"

Rogue-like игры или в просторечии “рогалики” никак нельзя назвать популярным жанром в силу многих специфических факторов. Кого-то пугает отсутствие графики во многих играх этого жанра, кого-то запутанный интерфейс и обилие клавиш управления, многим просто не нравится перманентная смерть главного героя, которая заставляет начинать игру сначала и которая является отличительной чертой жанра. В последнее время ситуация несколько изменилась благодаря таким играм как Dungeon of Dredmor и Faster Than Light, которые не отходя далеко от канонов всё же сделали “рогалики” ближе к обычным игрокам, за счёт нормальной графики и вменяемого интерфейса.

И вот в этом полку прибыло — Kerberos Productions явили миру спинн-офф (ответвление, говоря по русски) своей космической стратегии Sword of the Stars под названием Sword of the Stars: The Pit. Игра имеет с прародителем общую вселенную, но даже если вы, как и я, никогда не играли в оригинальную стратегию и не знаете её особенностей, бояться нечего. Игровой мир The Pit представляет собой более-менее типичный “мир будущего”: мутанты, роботы, инопланетяне, лазеры и всё в том же духе. Даже если в сеттинге оригинала и были какие-то необычные находки, они остались за кадром — разве что многие пришельцы почему-то таскают с собой сыр, но если внимательно читать игровые тексты, то и этому найдётся объяснение.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

обманчиво мирный вид исследовательского комплекса

Короткая предыстория оповещает игрока, что только он может спасти планету, охваченную неизвестной и неизлечимой эпидемией, для чего ему надо спустится на самое дно исследовательского комплекса где может находиться, а может и нет лекарство от этой заразы.

Всё действие The Pit происходит внутри этого комплекса, который игроку предстоит исследовать вдоль и поперёк. Попутно ему предоставится возможность выяснить, что именно здесь произошло и почему внутри такой разгром и вообще творится не пойми что.

Процесс исследования происходит сверху-вниз, то есть на каждом уровне необходимо найти лестницу, которая ведёт на этаж ниже. Всего этажей в игре 30 (если верить официальной информации) и с каждым новым спуском сложность возрастает: появляются новые враги, а старые становятся сильнее. Постепенно увеличивается и размер этажей, так что на исследование каждого уходит всё больше ценного времени. Конечно, растёт и шанс найти что-то интересное и полезное, но тут уж как повезёт.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

слева 4-ый этаж, справа 24-ый.

Вообще, удача в этой игре играет огромную роль, кто-то может сказать, что даже чересчур огромную. В игре случайно создаётся практически всё: уровни, расположение объектов и врагов, содержимое контейнеров. Даже модификаторы оружия, брони и тела каждый раз дают разный эффект. Если в одном прохождении красный модификатор (все подобные модули выглядят одинаково и различаются только цветом) может повышать силу, то в следующем давать уже отрицательный эффект, причём без специального оборудования узнать эффект модуля можно только использовав его, что чревато последствиями.

Любопытно, что при полностью случайном окружении, персонаж всегда имеет на старте одинаковые параметры и снаряжение и приобретает некую индивидуальность только по мере обрастания барахлом и прокачки умений, которая тоже частично зависит от удачи. Вариант с самостоятельной генерацией персонажа и подбором нужных навыков или вовсе случайное его создание были бы интересной опцией, но и то, что есть, совсем неплохо — три доступных в игре класса (играть можно только за людей) предлагают очень разный подход к прохождению, а непредсказуемость того, как будут развиваться события делает повторное прохождение даже одним и тем же классом во многом непохожим на предыдущее.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

три персонажа на выбор — у каждого свой набор умений, снаряжения и история

Что на мой взгляд действительно печально, так это факт, что и находимые предметы всегда имеют одни и те же параметры. При том, что в игре предусмотрена модификация предметов, причём эффект может быть как положительным, так и отрицательным, казалось бы весьма логичным, что часть находимых предметов была бы уже модифицирована и отличалась от “стандарта”. Но нет — сколько бы дробовиков вы не нашли, они все будут похожи как две капли воды.

Графика, управление и интерфейс

С точки зрения графики к игре претензий нет — все объекты хоть и довольно мелкие, но нет никаких проблем с тем, чтобы разобраться в происходящем на экране. К тому же выглядит всё очень приятно — плавная анимация, весьма детальная прорисовка врагов и объектов. Ничего выдающегося, но и ничего, что отталкивало бы от игры. Порадовало, что при игре в оконном режиме окно можно растянуть как угодно и изображение подстроится под новый размер. Вообще, похоже что проработке графической части было уделено не меньше внимания, чем геймплейной и удались они обе на славу.

Хотелось бы мне то же самое сказать про управление и интерфейс, но увы. И то и другое не безнадёжно ужасны, но привыкать к ним придётся неоправданно долго. Начать с того, что почти всё управление осуществляется с клавиатуры, при этом клавиш задействовано изрядное количество и требуются обе руки. Мышь используется очень редко, фактически только для манипуляций с инвентарём и в меню, но когда она требуется избежать её использования нельзя. Частично эту проблему решили патчи, во всяком случае теперь можно атаковать врагов простым кликом по ним, а также переназначить клавишу-модификатор, ранее намертво закреплённую за Control'ом. Актуально, что теперь эти изменения сохраняются после выхода из игры, чего до последнего времени не происходило.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

клавиши управления. Не все, примерно две трети

Элементы интерфейса сведены к минимуму, но опять же — расположены так, что ухитряются мешать играть! Шкала опыта внизу экрана почти целиком закрывает нижний ряд клеток и если там стоит какой-то враг, его практически не видно. Время от времени из-за этого подводит автоатака, которая всегда выполняется по ближайшему врагу. Не заметив его из-за шкалы опыта, можно обстрелять какого-нибудь относительно безобидного червяка вместо действительно опасного врага. И напротив, если цель близко к верхнему краю экрана, то всплывающих цифр урона не будет видно и останется только догадываться, насколько эффективной была атака.

Всего четыре ячейки быстрого доступа это вообще смех — в игре столько оружия и модулей, что и десятка ячеек оказалось бы мало. Что помешало сделать больше решительно непонятно — свободного места на экране куча. Может быть со временем это изменят патчами, которые уже сделали игру значительно более удобной.

Поскольку возиться с инвентарём приходится много, его удобство играет большую роль. В The Pit дело с этим обстоит умеренно хорошо. До недавнего времени в игре не было автосортировки инвентаря, в 1.0.3 она появилась, но принцип её работы остался для меня загадкой. Вещи она перекладывает явно не по типу (оружие к оружию, снаряжение к снаряжению и т.п.) и не по размеру. К счастью, сортировкой можно не пользоваться вообще — в инвентаре реализована неплохая система фильтров, позволяющая быстро выделить только оружие или лекарства или что-то ещё. Сильно мешает то, что предметы в инвентаре нельзя поменять местами напрямую, даже если они одного размера. Сперва необходимо перенести один из них на свободное место или выбросить, если места нет. При забитом инвентаре это превращает ручную сортировку инвентаря в довольно медленный и мучительный процесс, ладно хоть выбрасывание и подбор предметов не тратят игрового времени, только реальное.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

полным-полна моя коробушка. И упорядочить её содержимое — та ещё задачка

Самое шикарное, что есть в интерфейсе игры и без чего она была бы наверное вовсе неиграбельна, это автоматическая демонстрация модулей при использовании того или иного объекта. Как только игрок пытается что-то сделать, например починить что-то, игра заботливо покажет ему его шансы на успех и тут же выведет список всех модулей в его инвентаре, которые могут ему помочь. Простым кликом можно включить/выключить модуль, чтобы посмотреть, как меняются шансы. Система потрясающе простая и удобная. Если бы во время игры возникала необходимость запоминать какой модуль для чего используется, а потом ещё искать его в инвентаре, чтобы активировать, для меня бы игра закончилась очень быстро.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

выбор подходящего оборудования в случае нужды выполняется буквально одним кликом

Геймплей Sword of the Stars: The Pit

В общих чертах он очень похож на таковой в Dungeon of Dredmor: исследуем этаж за этажом, вскрываем контейнеры, собираем оружие, снаряжение, ингредиенты и информацию, убиваем врагов и стараемся выжить как можно дольше, что с каждым этажом становится всё сложнее. В чём-то игровая механика проще: нет разных типов урона и, соответственно, сопротивляемости им, нет побочных квестов, нет денег и торговцев. Зато есть более сложная система зрения, когда персонаж не знает, что творится у него за спиной, есть износ предметов, которые требуют ремонта и могут сломаться, есть потребность питаться и различные состояния организма, многие из которых представляют смертельную угрозу.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

еды нет, лекарств нет... GG

Как бы ни странно звучало это в описании пошаговой игры, но геймплей очень динамичный и напряжённый. Уровни небольшие, концентрация врагов высокая, плюс почти в каждой комнате всегда есть объекты для взаимодействия, будь то ящик с патронами, компьютерная консоль или какой-нибудь холодильник. Как следствие, шатание без дела в игре практически отсутствует — если не надо никого убивать, значит нужно что-то открыть или взломать или активировать. Если всё уже сделано, пора топать к лестнице и спускаться на этаж ниже.

Существенных недостатков есть пожалуй два, но оба они довольно субъективные и зависят от вашей выдержки.

Иногда (обычно вскоре после спуска на новый этаж) во время боевых действий на игрока сбегается целая туча врагов, оказавшихся рядом. Возможно они “слышат” шум боя и спешат на помощь, возможно просто слоняются без дела и в итоге натыкаются на игрока, но приводит это к тому, что ходов -дцать игрок почти не двигается с места и тратит обойму за обоймой надеясь, что враги кончатся раньше, чем патроны. Может быть это просто следствие неравномерного распределения врагов по этажу во время его генерации, но иногда такая ситуация способна довести до белого каления.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

если бы это был не 1-ый этаж, а 20-ый, среди этой кучи трупов мог быть и мой

Второй момент напрямую зависит от удачи. Этаж за этажом вы будете находить патроны для оружия, которого у вас нет и в то же время дрожать над последними патронами к тому, что у вас есть. Ваше лучшее оружие будет постепенно разваливаться на части и нечем будет его починить. Вы будете подряд проваливать несколько попыток открыть контейнеры с 90% шансов на успех. Против вас будут выходить всё более сильные и опасные враги, которых вам элементарно нечем будет убить... И вы ничего не сможете с этим поделать, разве что начать новую игру. Такова природа этого жанра — игру не заботит, насколько игроку в данный момент хорошо или плохо. Она просто генерирует всё новые события и если они складываются не лучшим для игрока образом, значит не судьба. Но это слабое утешение, когда из-за неудачи погибаешь на глубине двадцатого или ниже этажа после нескольких часов игры.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

28-ой этаж. После тотальной обработки кислотой потеряно всё оружие и броня. GG

Но несмотря на описанные проблемы, играть исключительно интересно, естественно, когда ситуация складывается более-менее удачно. Существует огромное количество нюансов, которые делают каждое новое прохождение уникальным. Какое оружие удалось найти, какое снаряжение доступно, сколько еды в запасе, в каком состоянии находится броня? Всё это прямо будет влиять на действия игрока, не говоря уже о том, что разные классы оказывают существенное влияние на принятие решений. Ограниченный инвентарь заставит тщательно обдумывать, что тащить дальше, а что придётся бросить, причем чем больше играть, тем сложнее становится выбор. Если поначалу вы понятия не имеете, зачем нужен тот или иной ингредиент и потому спокойно его выбрасываете, то в дальнейшем каждая мелочь становится на вес золота, потому что без неё не собрать то, без чего вам сейчас особенно плохо. И это только ингредиенты, а вам еще надо таскать с собой побольше стволов, патроны к ним, аптечки, еду... Очень быстро игра превращается в непрерывный поиск ответов на вопросы: чем мне убить вот эту тварь и чем я могу пожертвовать, чтобы унести то, что из неё выпадет? Съесть мясо сырым или походить голодным, попытаться найти кухню и приготовить что-то получше? Бросить гранату, чтобы убить несколько врагов, но разрушить полезный ящик или рискнуть и убить их по одному, чтобы получить содержимое этого ящика? Принять последнее лекарство сразу или понадеяться что “само пройдёт”? И много-много других вопросов...

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

столько полезного добра... и забитый инвентарь, так что всё это так и будет валяться на полу

Самым чудесным образом эмоций игре добавляет возможность умереть при полном или почти полном здоровье. Выглядит это просто: вас кусает ядовитая тварь, антидота у вас нет и сделать его не из чего или вы не умеете. Отравление становится всё сильнее, а потом... убивает вас. Или это может быть болезнь. Или радиация. На ваше счастье, организм персонажа хочет жить и будет с заразой бороться, так что есть шанс что зараза постепенно сойдёт на нет и он останется в живых, но кто сказал, что вам так повезёт? А ещё вы можете элементарно умереть от голода, так что поиск еды является одной из основных причин, почему вы не станете задерживаться на одном месте и тем более возвращаться назад.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

последствия сильной дозы радиации. Эффект пройдёт только когда её уровень снизится до 0.

Пара особенно важных моментов

Вообще, в The Pit огромное количество тонкостей и нюансов и описание их не то что всех, а хотя бы большей части увеличит этот текст минимум в 2 раза. Я это точно знаю, потому что у меня есть черновик такого описания и он огромен и при этом не закончен. Тем не менее на паре аспектов я хотел бы остановиться подробнее.

Сюжет и крафт

Первым станет подача сюжета и поиск рецептов для крафта. И то и другое потребует от вас десятков рестартов игры, но в этом есть и определённая прелесть — поскольку такого рода игры так и так ориентированы на многократные прохождения, дать игроку что-то, что будет неким образом отмечать его прогресс это на мой взгляд отличная идея. А в данном случае каждый успех одной попытки делает следующую немного проще и в то же время интереснее.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

может в следующий раз повезёт. GG

Выглядит это так. Начинаете вы вообще ничего не зная о ситуации в комплексе и не умея ничего создавать. По ходу игры вы будете находить компьютерные консоли, каждая из которых содержит одну запись. Это может быть каким-то отчётом, руководством или частной запиской. В этих записях можно находить сведения о событиях, происходивших в комплексе до вашего прибытия сюда, подсказки и, что важнее, рецепты для создания новых предметов. В последнем случае знание английского становится очень актуальным, хотя если расшифровать запись на 100% и в ней окажется рецепт, то он автоматически будет добавлен в ваш список (актуально только для версии 1.0.2 и выше. Если вы ещё не поняли, что патчи очень важны для этой игры и продолжаете играть в непатченную пиратскую версию, то вы сам себе злобный буратино).

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

мечта инженера — 3 консоли рядом и их даже не надо ремонтировать

Упомянутая выше расшифровка документов это отдельная песня. Впервые найденный документ нечитабелен вообще. Используя специальное умение персонаж может разобрать часть слов, но тут многое зависит от того, насколько это умение развито и насколько сложен документ. Проблема в том, что за одно прохождение даётся только одна попытка расшифровки, поэтому если в тексте из 10 строчек вы поняли 5 слов, то не судьба, во всяком случае не в этот раз.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

такой вот незатейливый распорядок дня у кого-то

Все найденные вами рецепты и записи сохраняются и переходят из игры в игру, что и является той самой интересной идеей, заложенной разработчиками в The Pit. Во время следующего прохождения вы сможете с самого начала создавать вещи по известным вам рецептам (при наличии ингредиентов само собой), а если найдёте частично расшифрованную запись, сможете дешифровать её ещё раз и узнать что-то новое, будь то рецепт или часть сюжета. Единственная проблема такого подхода, какую я вижу — после большого количества прохождений будут всё чаще и чаще попадаться полностью расшифрованные тексты и узнать что-то новое будет сложно. На данный момент я уже оказался в той ситуации, когда добытый текст оказывается известным мне и потом бесполезным. Тем не менее нерасшифрованные тексты тоже не редкость, да и рецепты мне известны далеко не все (даже предназначение многих ингредиентов до сих пор загадка для меня, а с каждым патчем разработчики добавляют новые рецепты и ингредиенты).

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

удача — научился делать Pulse Rifle. Ингредиенты затёрты, чтобы не спойлерить

Можно конечно найти в интернете список рецептов, кои сейчас активно плодятся на самых разных сайтах, но это неспортивно и убивает значительную часть удовольствия от игры, так что настоятельно рекомендую не поступать вам таким образом. Rogue-like это не тот жанр и The Pit не та игра, где всё сводится к тому, чтобы один раз добраться до финала и всё. Переигрывать её можно многократно и самостоятельное нахождение информации является существенным фактором сохранения интереса к игре.

Что до применения рецептов и крафта в целом, то он довольно прост. Находим лабораторию либо Cooker (этакий кухонный комбайн, но на нём можно готовить не только еду, но и сложные химические смеси). Складываем все необходимые ингредиенты коих может быть до пяти штук и пытаемся создать из них то, что нам надо или то, что нам кажется из них можно получить. Ага, в игре можно вовсе не искать рецепты и создавать вещи “методом тыка”, но найти что-то таким образом очень сложно — большая часть рецептов довольно замысловата и требует несколько различных компонентов. Кроме того, в случае неудачной попытки (по причине отсутствия такого рецепта в игре или потому что умения не хватило) все использованные ингредиенты уничтожаются, так что особо с “методом тыка” не разбежишься.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

Удалось собрать все компоненты и смастерить себе айкай. Жаль, пользоваться им толком не умею

Развитие персонажа

Второй аспект это развитие персонажа. Тут всё довольно обычно — есть три параметра, есть два десятка умений, с каждым уровнем их можно и нужно повышать. Но есть один неочевидный момент — как именно повышаются умения. Уже получив второй уровень, вы обнаружите, что часть умений стоит 1 очко, а часть 2. Разница заключается в том, какие умения вы использовали на своём предыдущем уровне, то есть на первом. Если какое-то умение было хотя бы раз успешно использовано с момента получения предыдущего уровня, то его можно увеличить подешевле. Если умение было бесхозным, платить придётся больше.

Это обеспечивает довольно справедливую систему, когда быстро развиваются только те умения, которыми игрок реально пользуется — с получением уровня их прокачка стоит дешевле и есть смысл тратиться именно на них. Если же хочется вложить очко-другое в умение “на вырост”, например с самого начала качать криптографию или компьютеры, то платить за это придётся больше и общее развитие персонажа замедлится. Зато начав повышать эти умения с самого начала у игрока будет больше шансов успешно ими воспользоваться когда они понадобятся. Наверстать “потом” не получится — каждое умение можно повысить только один раз за уровень. К слову, повышается оно на случайное число от 1 до 3, так что даже в прокачке персонажа без удачи в The Pit не обойтись.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

ни разу не стрелял из винтовки на 5-ом уровне — повысить навык владения ими будет стоить дороже

Если вы вдруг читали руководство, то в нём сказано, что с получением нового уровня нерастраченные очки пропадают. Это не так и если вы не хотите тратить очки на “дорогие” умения, просто сохраните их до следующего повышения. Это опять же может быть багом или ошибкой в тексте руководства, но факт есть факт.

Заключение

В игре есть ещё немало всего, но я не хочу углубляться в детали по двум причинам. Во-первых, как я уже писал, это объём текста, который и так получился немалым, а во-вторых — не хочется особо спойлерить то, что можно встретить в игре. Конечно некоторые вещи так и так становятся очевидны очень быстро, поскольку во всех смыслах лежат на поверхности, но что касается более глубоких этажей комплекса, где водится всякое... мне кажется будет лучше, если вы сами туда доберётесь и увидите их. Это вполне может стоить жизни вашему персонажу, как это стоило многим моим, но в данной игре это лишь повод начать всё заново и попытаться ещё раз.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

это лишь малая толика от общего количества жертв моих многочисленных попыток пройти игру

Напоследок дам лишь несколько общих советов, которые возможно помогут вам сэкономить время и нервы в Sword of the Stars: The Pit:

  • Энергетическое оружие перезаряжается не так, как обычное стрелковое. При перезарядке теряется полная обойма, даже если был потрачен всего один заряд.
  • Пройдите обучение, там вам расскажут один из рецептов. Кроме того, ознакомитесь с управлением, что весьма полезно — оно довольно запутанное.
  • При успешном использовании любого навыка есть шанс, что он повысится автоматически, но это актуально только пока навык ниже 45. После этого повышать их можно только с получением уровня.
  • Перезаряжаемые модули в своём инвентаре можно зарядить автономно, если у вас есть Energy Cell.
  • Если у вас много еды и мало аптечек (или мало еды, но вообще нет аптечек и здоровья), используйте Ctrl+X для отдыха. Голод будет усиливаться, но фиксировано, в то время как здоровье восстанавливается тем быстрее, чем дольше вы отдыхаете.
  • Используйте Ctrl+G! “Grab many” в описании создаёт ощущение, что это позволяет подобрать несколько предметов сразу, но в действительности эта комбинация позволяет из кучи предметов выбрать только те, которые вы действительно хотите подобрать. Очень актуально при забитом инвентаре и обилии предметов вблизи персонажа.
  • Многие комнаты помечены значками на дверях — пользуйтесь этим. Значок означает предназначение комнаты (находясь в комнате его можно увидеть вверху слева) и позволяет примерно представить, что ждёт внутри.
  • При подборе патронов старайтесь, чтобы в инвентаре была свободная ячейка, иначе есть риск подобрать не весь стек, а только то, что влезет, остальные патроны пропадут. Максимальное количество патронов на ячейку зависит от их типа.
  • Не пытайтесь разворачиваться, если вас схватили. Хотя в обычной ситуации разворот не требует времени, если вас держат он не сработает вообще, а враг получит возможность атаковать вас. Если вас схватили сзади и вы не видите врага, выстрелите или ударьте назад вслепую и персонаж развернётся автоматически. Похоже на баг, но пока развернуться в такой ситуации можно только так.
  • Каждый раз, когда сила (Might) персонажа увеличивается до значения, кратного 10, его инвентарь расширяется.
  • При наведении курсора на предмет в инвентаре он сравнивается не с тем, что надето на персонаже или что тот держит в руках, а с другим выделенным предметом инвентаря. Это немного непривычно, но на практике оказалось очень удобно.
  • Выстрелы из дробовика наносят урон по площади в радиусе одной клетки вокруг цели, но по несколько странной схеме. Если враги стоят один позади другого относительно героя, то стрелять надо обязательно в дальнего — только в этом случае урон будет нанесён обеим целям.
  • В игре разрушается всё и атаковать тоже можно всё, кроме стен. Будьте осторожны с теми видами оружия, которые наносят урон по площади.
  • Состояние снаряжения может иметь нецелое значение, однако если прочность упадёт ниже единицы, предмет разрушается. То есть при прочности предмета 0,9 и меньше он уничтожается.

Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit
Скриншот из игры Sword of the Stars: The Pit

Вот вроде и всё. Если есть вопросы или желание увидеть более подробное описание каких-то механик Sword of the Stars: The Pit, оставляйте комментарии.

P.S. Всё написанное справедливо для версии игры 1.0.3 и нормального уровня сложности. В будущем патчи могут изменить какие-то элементы интерфейса или геймплея, а игровая механика может отличаться на других уровнях сложности. Мне Normal не пройти, так что на более сложные я и не совался ещё.

Sword of the Stars: The Pit

Дата выхода: 9 марта 2013 года

Платформы: ПК

 

Источник: www.zombinews.ru